Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: организованы обучение по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану и на дому, работа ППк, социально-психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, на официальном сайте установлена версия для слабовидящих. Наряду с основной образовательной программной реализуются АООП для детей с ОВЗ по ФГОС НОО
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ отсутствуют.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами и картами»- устройства медиагид).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованных объектов спорта для детей с ОВЗ нет.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
В наличии адаптированные образовательные программы.
Имеющиеся формы обучения:
-по индивидуальному учебному плану
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение КЭК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МКОУ "СОШ №1 им.Х.Т.Башорова с.Карагач" "обеспечивается беспрепятственный вход и выход из него для детей с ОВЗ, установлен пандус с нескользящим покрытием, , имеются тактильные предупредительные указатели. Имеется кресло-коляска, в санитарной комнатена установлены специальные стульчаки.
Специальные условия питания
Для обучающихся школы предусматривается организация горячего питания, по утвержденному меню.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Льготное питание организовано для обучающихся из малообеспеченных семей, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.
Столовая расположена на 1 этаже. Доступ лиц с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата в столовую возможен.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
-электронной почтой;
-выходом в Интернет (провайдер «Ростелеком»);
-функционирует официальный сайт школы.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке на 1этаже и в компьютерных классах на 2 этаже.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет в школе действует система контентной фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт.
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы), интерактивные доски.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, подключенная к сети Интернет, аудиотехника, мультимедийные проекторы, интерактивные доски. Все обучающиеся имеют бесплатный доступ кматериалам ведущих образовательных онлайн-сервисов России (УЧИ.ру, Яндекс-учебник, Фоксфорд и др.) через цифровой образовательный контент (ЦОК).
Библиотека укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами и картами»- устройства медиагид).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы), интерактивные доски.
Специальные условия охраны здоровья
Здание школы оснащено автоматической противопожарной сигнализацией, информационным табло (указатели выходов), необходимыми табличками и указателями, речевыми оповещателями.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Не имеется общежития и интерната для детей с ОВЗ и инвалидов.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения o наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ в МКОУ «СОШ №1 им.Х.Т.Башорова с. Карагач»
Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ, детей - инвалидов.
Организационное обеспечениесоздание специальных условий образования прежде всего базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий обеспечивает, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное
пространство. В части организации обучения и воспитания детей-инвалидов, детей с ОВЗ в Уставе МКОУ «СОШ№1 им.Х.Т.Башорова с. Карагач» предусмотрены основные положения; прием и обучение детей с особыми образовательными потребностями осуществляется с учетом рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), на основании индивидуальных учебных планов, адаптированных образовательных программ;
разработаны должностные инструкции, определяющие обязанности работников, правила внутреннего распорядка, правила поведения обучающихся.
Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность МКОУ «СОШ№1 им.Х.Т.Башорова с. Карагач» в части обучения и воспитания включает в себя:
Порядок организации индивидуального и дистанционного обучения на дому по общеобразовательным и адаптированным программам;
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану по общеобразовательным и адаптированным программам в условиях массовой школы;
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Все локальные нормативные акты в части обучения детей – инвалидов, детей с ОВЗ утверждены приказами, так как они имеют прямое или косвенное отношение к участникам образовательного процесса и требуют обязательного ознакомления с ними.
Организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров — Государственным казенным учреждением
Имеющийся опыт работы показывает, что организация образовательного процесса имеет свои особенности. Это, во-первых, вариативность организации занятий с обучающимися. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их
дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствие противопоказаний для занятий в классе (группе). Во-вторых, это гибкость моделирования учебного плана.
При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение учебного плана, как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в стороны их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания. В-третьих, еще одной особенностью организации образовательного процесса является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка.
Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования, включая учреждения дополнительного образования, в шаговой доступности.
Материально-технические условия обеспечивают соблюдение санитарно- гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, детей
– инвалидов. Общежития или интерната в учреждении нет. В школе проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды - это наличие пандуса и тротуаров с качественным ровным покрытием, расширены дверные проемы, демонтаж дверных порогов, установка специального учебного оборудования (столы и стулья с регулируемой высотой, интерактивные доски с проекторами, экранами и ноутбуком ).
Разработан график работы сенсорной комнаты в 1-7 классах. Учащиеся 1-7 кл.,и с ОВЗ посещают сенсорную комнату в соответствии с графиком работы.
Социальный педагог оказывает помощь по адаптации этих детей среди сверстников.
Организация питания детей с ОВЗ. Столовая и буфет расположены на первом этаже здания, учащиеся инвалиды и с ОВЗ получают бесплатное горячее питание (завтрак, обед).
Имеется и ряд проблем, связанных с серьезными финансовыми затратами: организация безбарьерного передвижения внутри здания школы и улучшение материально-технической базы (звукоусиливающие системы индивидуального и коллективного пользования для слабослышащих учащихся, дополнительные устройства для чтения, специальные учебники и канцелярские принадлежности для слабовидящих детей).
В МКОУ «СОШ№1 им.Х.Т.Башорова с.Карагач» создана целостная система, обеспечивающая оптимальные условия и кадровые ресурсы (возможность сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специалистами психолого-социальной службы – социальный педагог). Основную задачу в нашей деятельности в этом направлении мы видим в создании системы эффективного психолого-социального сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социального направлений деятельности специалистов. Одна из важных задач на данный момент – подготовка квалифицированных кадров. 27 педагогов, социальный педагог и члены администрации прошли курсы повышения квалификации для специалистов в сфере инклюзивного образования.
Информационно-образовательная среда МКОУ «СОШ№1 им.Х.Т.Башорова с.Карагач» включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей, включая формирование жизненной компетенции и социализации и др.).
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одно из основных условий ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации. Библиотека МКОУ «СОШ№1 им.Х.Т.Башорова с.Карагач» укомплектована общими и специализированными по специальной психологии и коррекционной педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка - инвалида. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию ООП, АООП.
Организационно-педагогические условияориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком - инвалидом, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей – инвалидов, детей с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Таким образом, при создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка.
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
Оборудованный вход пандусом
имеются
Выделенные стоянки для автотранспортных средств инвалидов
имеются
Адаптированные расширенные дверные проёмы
имеются
Сменные кресла-коляски
имеются
Специально оборудованное санитарно-гигиеническое помещение
имеются
Альтернативная версия официального сайта школы в сети «Интернет» для инвалидов по зрению
имеются
Помощь, оказываемая работниками организации, прошедшими необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов в помещениях организации и на прилегающей территории.
Оказывается
Возможность предоставления услуги в дистанционном режиме или на дому